Как правильно подавать записки в храме

Зачем в церкви подают записки о здравии и о упокоении? Как правильно их написать? Записки или, говоря по-церковному, поминовения, подаются верующими за свечной ящик (место при входе в храм, где продают свечи и оформляют требы) перед началом Божественной литургии – главного богослужения Православной Церкви, совершаемого в утреннее время. Записки передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая, – поминая – их, вынимают при этом частицы из просфор (небольших двухчастных хлебцев с изображением креста). В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия Благодать. Поминовение за Божественной литургией – особый вид общецерковной молитвы; заказывая его, мы наилучшим образом заботимся о здравии и душевном спасении наших близких и о блаженном упокоении усопших.

При написании записок следует соблюдать определенные правила.                                                                                                                                                                                          Писать можно лишь церковные имена (данные при Крещении) крещеных в Православной Церкви; при этом в поминовениях о упокоении нельзя писать имена покончивших с собой. Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»). Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды храма. Кроме имен поминаемых, в записках допускаются следующие уточнения: перед именами священнослужителей пишется их сан (вместо слова «священник» пишется «иерей»); дети до 7 лет именуются «младенец», старше 7 лет – «отрок» или «отроковица»; военнослужащие именуются «воин», усопшие до наступления сорокового дня – «новопреставленный». Перед именем поминаемого о здравии больного пишется «болящий», перед именем скончавшегося насильственного смертью – «убиенный». Все эти слова можно писать в сокращенном виде. Подавать записки следует заранее, до начала Божественной литургии, потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента – Херувимской песни («Иже херувимы…»). Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

МОЛЕБЕН.                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Молебны бывают благодарственные, водосвятные (соединённые с чином освящения воды), с акафистом — с чтением особого Богослужебного последования, прославляющего праздник, чудотворную икону Божией матери или святого угодника Божия. На молебне мы обращаемся к Богу, Пресвятой Богородице, ангельским силам святым. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым по желанию прихожанина. Болеем ли мы? — Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? — На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? — Совершим чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? — Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? — Будем служить благодарственный молебен. Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых: водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово… Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая богослужение, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой. По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение — молитва о болящих и служение молебнов по обету).

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах. Записки на молебен оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии»), а далее пишутся имена обычным порядком. По серьезной необходимости можно не присутствовать при служении молебна, но значительно действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. Записки можно подавать только с именами крещеных людей. За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, Вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню, можно поставить за них свечу перед иконой, но еще раз повторим, в общецерковной молитве их имен поминать нельзя.

ПАНИХИДА.                                                                                                                                                                                                                                                                                          Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Обычно она совершается после молебнов. Панихиды принято совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом. «Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Если вы заказали панихиду, вам желательно самим присутствовать во время ее служения и усердно молиться вместе со священником.

(7)

Комментирование запрещено