Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Николай Чудотворец – самый добрый святой

Почему же этот святитель столь почитаем и любим? Отчего в Софрино чаще других ликов святых именно Николая Чудотворца печатают?
Неудивительно, что неискушенный богословским образованием народ Троицу, как единство Христа, Пресвятой Богородицы и святителя Николая определял, да и в некоторых весях и по сей день так считает.

«Делать добро», «творить добро», «быть добрым человеком», «совершить добрый поступок»… еще много можно словосочетаний найти, где «добро» во главе стоит.

Протоиерей Александр Авдюгин

Протоиерей Александр Авдюгин

Поговорок же с пословицами, с добром связанных, не счесть у народа нашего. Каждая эпоха свои создает. И хотя времена меняются, знания прибавляются, технологии улучшаются – всё так же живо и непоколебимо вечное понимание, что Добро побеждает зло, как и во все века народу нашему известно, что Добрые дела и по смерти живут.

Самое простое понятие «доброго дела» в Нагорной проповеди Христа раскрывается. Помните: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:42)?

Когда же возникает необходимость привести пример доброго делания из истории нашей Церкви, ее многотомного агиографического наследия, то здесь сомнений нет – святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец. Да и как может быть иначе, если к нему молитва всегда желательна, икона в доме обязательна, а любовь только в превосходной степени определяется?

Неудивительно, что неискушенный богословским образованием народ Троицу, как единство Христа, Пресвятой Богородицы и святителя Николая определял, да и в некоторых весях и по сей день так считает.

Есть множество свидетельств о реальном участии святителя Николая в жизни верующих, причем, не только из «преданий старины глубокой», но современных, сегодняшних.

Необязательно искать примеры его удивительной помощи только в многочисленных сборниках, книжках и брошюрах о святителе, достаточно к прихожанам в «николины» дни (их праздничных – два за год, да плюс каждый четверг богослужебный – никольский), обратиться. Обязательно расскажут, как Никола помог, выручил или от горя и зла уберег.

Так почему же этот святитель столь почитаем и любим? Отчего Софрино и прочие церковные мастерские больше всего из иконок с ликами святых именно Николая Чудотворца печатают, пишут и чеканят?

Ответ один – святитель есть воплощение добра. Бог ведь себя большей частью через людей проявляет, через тех, кто творит добро само по себе, не ради чего то или кого то, а просто так…

Не искал святитель Мир Ликийских благодарности, защищая невинных и помогая обездоленным, не требовал почестей, наград и всеобщего признания, как и, наверное, не согласился бы он с поговоркой, что Добро – дело наживное, потому что творить добро, было и есть для него естественное состояние…

Никогда бы не понял святитель Николай западно-христианскую теорию о «копилке добра», о сверхдолжных заслугах и прочих банках добродетелей. Он не копил добро, он жил в нем.

Каждому нравится доброе к нам отношение, но вот в собственном безоглядном творении добра особые успехи не всегда просматриваются, отсюда и иная поговорка, которую бы святитель Николай не одобрил: Бывает добро, да не всякому дано.

Не верно, всем дано, поголовно. Отсутствует лишь там, где Бога нет или в тех сердцах не поселилось, которые лишь в себе источник жизни, успехов и счастья видит.

Случилось мне в своей священнической жизни присутствовать на замене старого престола на новый в алтаре Никольского храма. Подняли мы деревянный престол с почти шестидесятилетней историей, чтобы на новый, красивый и дорогой заменить, а под ним ветхая коробочка с синодиками 50-х годов.

Листаю старенькие ломающиеся страницы «О здравии» и «Об упокоении» и думаю: для чего их под престол положили? Лишь позже узнал, что в хрущевские времена часто храм без священника оставался, и батюшки под престол поминальные записки определяли. Мол, я не помолюсь, так пусть в святом месте имена душ находятся, Бог-то знает, что они с Ним.

Сколько доброты в этом священническом действии! Сколько веры! И недаром, наверное, мне именно в Никольском храме об этом узнать довелось.

Есть еще одна удивительная поговорка, которая к святителю Николаю всегда применяема: Добро не лихо  ходит тихо. И действительно, там где гул, гам, ликование, шумные радости и прочие веселья телесные, добро не приживается.

О таких удовольствиях также поговорка в наличии имеется: Истинное добро всегда просто, да и вторая народная мудрость здесь к месту: Не хвались серебром, а хвались добром.

Добрые дела тишины требуют и веры обязательной. Недаром наше повседневное вечернее богослужение, за день прошедший благодарение, с гимна «Свете Тихий» начинается.

И еще одна черта добра святителя Николая удивительна и во все века человеку полезна. Он не искал тех или того, кому помочь, Господь Сам ему указывал и подсказывал, видя его предрасположенное к милости сердце.

А у нас?

Помните фильм-сказку «Морозко»? Бегает Иван с мордой медвежьей по горам да лесам и ревет во всю глотку «Кому доброе дело сделать?» Недалеко мы, да и я тоже, ушли от Ивана. Выбираем все: этому помогу, этому не дам, а к тому вообще не подойду. Хотя ведь знаем, что говорится в народе: Делай добро и жди добра.

Может быть, я и не прав, но мне все же кажется, что знаменитое пригласительное «Добро пожаловать!» по-иному для православного звучать должно. Вот так: «Добро! Пожаловать!»

Источник: http://www.pravmir.ru/samyiy-dobryiy-svyatoy/#ixzz32RfeT9QQ

(4)

Комментирование запрещено